Стадион Jose Alvalade за 75 млн. евро

16 мая 2005

18 мая в Лиссабоне ЦСКА первой из российских команд попробует выиграть Кубок UEFA. Подробнее о стадионе Jose Alvalade, на которой пройдет финал розыгрыша второй по значимости европейской клубной награды - читайте далее.

 

Jose Alvalade, домашняя арена лиссабонского Sporting, соперника ЦСКА по предстоящему финалу, может, наверное, считаться одной из визитных карточек португальской столицы. Построен он совсем недавно, в 2003 году, неподалеку от старой арены, носившей такое же имя. Он назван в честь виконта Алваладе, более ста лет назад основавшего Sporting.

Надо сказать, что на первых порах фаны Sporting были весьма недовольны тем, как выглядит это сооружение. Очень их раздражала цветовая гамма, в которой оформили арену. Яркий зеленый цвет с частыми вкраплениями не менее насыщенного желтого давал болельщикам повод называть стадион и попугайским, и канареечным, и вообще недостойным такого знатного клуба, как Sporting.

Но фаны, конечно, были не правы. Ведь стадион получился действительно очень красивым. Особенно он впечатляет, если смотреть с высоты птичьего полета. Маленький совет: когда самолет на подлете к Лиссабону начнет переваливаться с боку на бок, чтобы попасть-таки в полосу, не поленитесь и посмотрите в иллюминатор. Вид Jose Alvalade завораживает.

Стадион, хоть и потерял во вместительности по сравнению со старой ареной – 52 тыс. вместо 75 тыс. зрителей, занимает гораздо большую площадь, чем раньше. Собственно говоря, Jose Alvalade – лишь часть огромного комплекса, именуемого Jose Alvalade XXI. Руководство Sporting решило не размениваться по мелочам и построить все сразу. Денег не жалели, строительство влетело в ?75 млн.

Теперь помимо стадиона комплекс включает в себя торговый центр, фитнес-центр, многозальный кинотеатр, боулинг и даже специализированную спортивную клинику. И расположено все это великолепие не где-нибудь на отшибе, а во вполне обжитом квартале в двух шагах от скоростного шоссе. Да еще и станция метро прямо напротив арены.

Если решите добираться до Jose Alvalade своим ходом, то надо сесть в поезд на желтой или зеленой ветке и доехать до станции Campo Grande. Хотя лучше, наверное, взять напрокат машину прямо в аэропорту: стоит недорого и мобильности добавляет. Опасаться, что машину у арены не удастся припарковать, не стоит. Во-первых, Jose Alvalade, естественно, оснащен собственными стоянками (примерно на 2400 мест). Правда, попасть на них не всегда возможно. В день матча окрестности арены наверняка будут кишеть полицейскими, которые, если честно, больше мешают, чем помогают, предпочитая, что называется, не пущать.

Во-вторых, на выручку всегда готовы прийти местные бомжи. Это не шутка. У лиссабонских клошаров есть свой отлаженный бизнес – они контролируют пустыри, где можно оставить машину. Не увидеть этих деятелей довольно сложно – чуть ли не на дорогу вываливаются, зазывая машины на свои импровизированные стоянки. А еще они знают свободные места во дворах и с удовольствием бегут перед машиной, показывая дорогу.

Небесплатно, конечно. Ставка за услуги – ?10. Изнутри стадион, может быть, даже красивее, чем снаружи. Может, это странно прозвучит, но надо его увидеть пустым, зрители будут только мешать наслаждаться великолепием.

Вообще, принцип "строить так строить", которым руководствовались при проектировании арены, чувствуется во всем. Португалия – страна маленькая, можно даже сказать – провинциальная, и, может быть, поэтому гигантомания, обуявшая строителей Jose Alvalade, чуточку обескураживает. Но и впечатляет.

Взять, например, раздевалку Sporting. Ну что примечательного может быть в раздевалке? Конечно, ничего – если только не выделить под нее метров 400 площади. Удивительно вообще, как тренеры Sporting не теряют своих игроков в пяти больших помещениях: собственно раздевалка, туалетная, умывальная, помещение для джакузи и – гвоздь программы – микрофутбольное поле с искусственной травой. И другие помещения им под стать: в судейской можно играть в футбол, в тренерской накрыть стол человек на 50.

Но все это, разумеется, не главное. А главное – как попасть на матч Sporting–ЦСКА, то есть где взять билеты. Это, конечно, проблематично. В Россию поступило лишь 12 тыс. билетов: такова квота финалиста. И все они продавались централизованно через клуб. Еще 12 тыс. достались Sporting. Порядка 8 тыс. португальцы купили раньше. Оставшиеся билеты будут распределяться UEFA. По большей части их отдадут коммерческим партнерам союза.

Если не удалось добыть билеты по официальным каналам, то остается один путь – искать спекулянтов. Впрочем, зная любовь португальцев к футболу, представляется маловероятным, чтобы кто-то из счастливчиков, имеющих билет, согласился с ним расстаться. Пусть даже за достойное вознаграждение. Но попробовать все же стоит. Искать спекулянтов следует у станции метро, у стадиона они побаиваются вести свой бизнес. В Португалии за такие дела можно и дубинкой от полицейского схлопотать, и в участок загреметь.

Edificio Visconde de Alvalade.
Rua Professor Fernando da Fonseca. 1600 – 616 Lisboa; +351 21751 6000