Андрей Червиченко: "Прибыль - это следующий этап"

12 февраля 2008

Экс-президент «Спартака» Андрей Червиченко в интервью газете "Спорт день за днем" рассказал о том, как развивается управление футбольным клубом в последние годы.

 

"В клубах увеличились доходная и расходная части, обострилась конкуренция. Соответственно, клубы уже структурно выстроены иным образом. Людей набирают с хорошим образованием, разбирающихся в финансах, в бухгалтерии и так далее.

Раньше требовались люди, которые легальным способом помогали уйти от всевозможных налоговых прессов. Потому что я не знаю, помните вы или нет, но в конце 90-х, чтобы заработать рубль, нужно было отдать государству 1 рубль 8 копеек, что делало бессмысленным любое извлечение прибыли. Поэтому и прибегали к всевозможным «серым» и «черным» схемам, чтобы элементарно существовать и заниматься бизнесом, а не благотворительностью. Сегодня страна живет по другим правилам — понятным и разумным. И процентов на восемьдесят, я думаю, российские клубы уже стали открытыми. Они показывают, за сколько куплен игрок, какая у него зарплата, с этих сумм платятся налоги… Тут дело даже не в том, что у людей совесть проснулась или гражданское правосознание, хотя и этот фактор я бы не списывал со счетов. Так удобнее работать — вот в чем главное отличие. По закону работать удобнее, чем пользоваться услугами изобретателей различных схем".

Андрей Червиченко подтвердил, что российские клубы по-прежнему не зарабатывают на своей деятельности, а содержание клуба - по-прежнему не прибыльное занятие, а затратное.

"Причем неважно, идет речь о «Спартаке» или о региональной команде, которая борется за выживание. Прибыль пока не показывает никто. Но прибыль — это, я думаю, следующий этап. Через несколько лет мы к этому, возможно, придем. В частности, «Спартак» и ЦСКА придут, когда построят свои собственные стадионы. У «Зенита» появится своя арена — это тоже признак того, что клуб не собирается всю жизнь висеть на чужой шее. Население у нас становится платежеспособным, и если создать хорошие условия, как это сделано в Англии, например, — убежден, что и абонементы начнут расходиться, и билеты можно будет не за пятьдесят рублей продавать, и телевизионная картинка улучшится, и рекламодателю станет интереснее работать с премьер-лигой. Все взаимосвязано. Но все начинается с инфраструктуры. Хочешь, чтобы человек принес тебе деньги за развлечение, — предложи ему цивилизованные условия.

Телевидение - это пока крохи с барского стола, если сравнивать опять же с англичанами. Но сам факт, что футбола стало больше на экранах и что клубы уже что-то получают за это, очень красноречив. Телевидению, кстати, тоже надо меняться — технически и творчески. То есть проблема плохой картинки с матчей премьер-лиги не только в плоскости несовременных стадионов лежит. Это, если хотите, теперь тоже коммерческая составляющая общего проекта".