Герман Ткаченко: аудитория в сегодняшней футбольной бизнес-модели - это продукт

24 марта 2008

Президент компании ProSports Management рассказал в интервью "Спорт-Экспресс" о том, чем занимается компания, о главном проекте - "Крыльях", и о планах развития.

 

Выдержки из интервью Германа Ткаченко газете "Спорт-Экспресс":

- После революции в "Крыльях" вам прочили место то президента, то генерального менеджера клуба, но назначение пока так и не состоялось. Так где вы в итоге?

- Сейчас - в редакции "СЭ", утром был на тренировке "Крыльев", а потом поеду в офис ProSports Management (улыбается). А если серьезно, то давайте попытаемся вместе определить - кто я в "Крыльях". Примерно 70 процентов времени у меня уходит на клуб. Я участвую в разработке стратегических решений, несу перед советом директоров ответственность за их реализацию. Лучший менеджер нашей компании Александр Федосеев стал генеральным директором самарского клуба, а офис ProSports Management стал фактически back-up office "Крыльев" и зажил жизнью клуба. Сегодня для компании "Крылья Советов" - один из главных проектов.

Кроме того, новые акционеры клуба выдвинули меня в совет директоров "Крыльев". Его возглавит один из руководителей государственной корпорации "Ростехнологии" Игорь Завьялов, очень авторитетный человек в мире бизнеса и футбола. Вообще, как именно будет называться должность, которую мне предложат, не очень важно. Должности генерального менеджера или исполнительного президента, о которых говорилось раньше, в уставе клуба пока еще нет. А для меня в такси важно ехать, а не "шашечки".

- Какие задачи стоят сейчас перед клубом?

- Задачи у нас долгосрочные, и не правы те, кто считает, что "Роетехнологии" пришли лишь для того, чтобы поднять клуб с 13-го места на, скажем, пятое. И хотя "Крылья" пока находятся в непростой экономической ситуации, мы хотим построить яркий, стабильный, прогрессивный нестоличный клуб со ставкой на игроков-личностей и молодых российских футболистов. Играющий в зрелищный футбол, пользующийся абсолютной любовью в регионе и небезразличный болельщикам по всей стране. Зрелищность и небезразличие нужны нам не для тщеславия - без этого невозможно вести эффективную коммерческую деятельность, придать клубу ту устойчивость, которой ему долгое время не хватало. Возвращение зрителей на стадион и футбольного ажиотажа в регионе - первоочередная задача, ведь "Крылья", на мой взгляд, один из немногих российских клубов, способных сделать экономическую ставку на своих болельщиков.

Аудитория в сегодняшней футбольной бизнес-модели - это не только потребители, покупающие билеты или футболки, но и продукт, которым можно привлечь рекламодателей и спонсоров. На такой модели живут большинство успешных европейских клубов. Для нас неправильно ориентироваться на "Реал" или "Челси" - но опыт успешных провинциальных клубов вроде "Штутгарта" или "Лиона" может вполне пригодиться.

Приведу лишь один маленький пример: мы разрабатываем проекты радио "Крылья Советов" и "КС"-ТВ, которые пока начнут работу в качестве продакшн-студий, а в перспективе могут стать и вещателями. У клубного телеканала "Лиона", скажем, уже более полумиллиона подписчиков. Другим ключевым направлением нашей деятельности является создание инфраструктуры. Клуб нуждается в новом стадионе, при котором было бы резонно создать крупный комплекс коммерческой недвижимости, чтобы покрыть от его эксплуатации значительную часть бюджета клуба. Пока мы только в начале пути, но губернатором Самарской области Владимиром Артяковым уже определены несколько участков земли, подходящих для строительства стадиона. Для реализации этого проекта клубу также необходимо партнерство с "Ростехнологиями".

- А зачем это самим "Ростехнологиям"? Это реклама? Социальная нагрузка?

- В том числе. Кроме того, это инвестиции в здоровый образ жизни, пропаганду спорта среди детей. Самарская область - стратегически важный регион для корпорации. Много семей работников этой структуры проживает в Самаре. А "Крылья Советов" - действительно неотъемлемая часть их жизни. Для меня это четкое подтверждение того, что крупный российский бизнес является социально ориентированным. 

- Вы довольны селекцией клуба в межсезонье?

- Довольны. Ведь нам требовалось значительно повысить средний уровень команды, причем в кратчайшие сроки. В прошлом году "Крылья Советов" боролись за выживание, и это было объективно. Надо еще сказать спасибо Сергею Оборину, благодаря которому было набрано немало очков на старте чемпионата. В конце прошлого года в "Крыльях" осталось совсем не много конкурентоспособных футболистов. Мы с Игорем Завьяловым и Леонидом Слуцким провели несколько дней в дискуссиях, наметили план, в реализации которого Игорь Николаевич принял деятельное участие, - ведь он на самом деле очень футбольный человек, плюс его связи помогли "Крыльям" выиграть конкуренцию за многих футболистов. Потому самым важным трансфером в этом году я бы назвал появление в клубе Завьялова. Хотя все приобретения, которые были сделаны, органично вписываются в выбранную нами - и озвученную выше - модель развития клуба. В "Крыльях" собрались игроки-личности и растущие молодые футболисты, причем всем им есть что доказывать. Неправильно ждать от команды сиюминутного успеха, но она точно будет расти - как за счет личного прогресса, так и за счет обретения сыгранности. Мы уверены в успехе этой команды, но акционеры готовы добавить к ней 2 - 3 игроков топ-уровня - следующей зимой или даже летом.

- Какой переход в минувшее межсезонье считаете самым значимым для российского футбола?

- Однозначно - переход Кержакова в "Динамо". Если посмотреть на внешнюю сторону этого трансфера, то "Динамо" выложило за него очень серьезную сумму - 8 миллионов евро. Но для меня здесь важно другое. То, что Кержакову похоже, сейчас просто-напросто интересно играть в России. И этот интерес не только в деньгах. Своим переходом в "Севилью" он ясно обозначил наличие у него не только финансовой мотивации - ведь туда он уехал на меньшие деньги. Кержаков четко обозначил, что переход в "Динамо" для него - это попытка утвердить себя в глазах Гуса Хиддинка. Убежден, что желание поехать на чемпионат Европы будет определяющим мотивационным фактором в игре всех российских футболистов в первой половине чемпионата. А то, что в нынешнем сезоне разыгрываются сразу шесть путевок в еврокубки, станет для всех не менее важным движущим мотивом во второй половине сезона.

- Почему Кержаков, не желавший поначалу возвращаться в Россию, оказался в итоге в "Динамо"?

- Действительно, Саша изначально не очень стремился в Россию. Наверное, неудивительно: ведь на него в Европе был значительный спрос - "Портсмут", "Манчестер Сити", "Астон Вилла", "ПСЖ". Но даже к этим вариантам Кержаков относился избирательно. Он стремился играть в топ-клубе, а из таких подтвержденный интерес к нему имел лишь "Тоттенхэм". Его хорошо знал тренер, клуб устраивала цена - 6 миллионов евро. Но лондонцы связывали приобретение Кержакова с возможным уходом Бербатова в "МЮ" или "Челси". Я говорю об этом, потому что с согласия Саши наша компания участвовала в этих переговорах.

- Почему же в итоге "Динамо" пришлось заплатить 8 миллионов?

- Могу только догадываться, но думаю, что это связано с необходимостью некоторых отчислений в пользу "Зенита". Кроме того, он был очень нужен команде, и как можно скорее. Вообще появление в "Динамо" такого футболиста - это личная заслуга Дмитрия Иванова и Андрея Кобелева, с которым Кержаков в свое время играл за "Зенит".

- Сенсационных приобретений тем не менее наши клубы в нынешнее межсезонье сделали не много...

- Ну как посмотреть. Ведь приобретение тех же Калоуды, Перейры, Карадениза и игрока сборной Германии Фатхи если и не сенсационны, то вполне убедительны. Все они известны в Европе. А второй момент состоит в том, что ведущие российские клубы уже обладают изрядным уровнем, а ведь чем ты сильнее - тем меньше игроков могут тебя усилить. И конкурируешь ты за них уже не с середняками, а с топ-клубами.

- А насколько вообще эффективны поиски новых талантов?

- Прошли времена, когда скауты, образно говоря, в пыли находили подлинные алмазы. Сегодня, в эпоху спутникового телевидения и интернета, а также развитых скаутских систем, таких как Scout 7, всех более или менее стоящих футболистов ведут с тинейджерского возраста.

Теперь более важно даже не найти футболиста, а оценить, насколько он тебе подойдет, как у него с характером, с адаптивностью к новым условиям. Арсен Венгер, например, как-то сказал мне, что просматривает подборку всех интервью, которые дал игрок, перед тем, как его подписывать. Понятно, что это не определяющий фактор, но он, похоже, действительно помогает тренеру "Арсенала" узнать о своих игроках кое-что еще.

В целом же считаю, что и у "Локомотива", и у "Спартака" селекционные службы работают хорошо. Они знают о потенциальных новичках почти все. В "Спартаке", насколько мне известно, просматриваются по 50 - 60 матчей в неделю, готовятся отчеты по позициям, вырабатывается референтное мнение по разным игрокам. Суметь купить - это другой вопрос. Вот продать - да, "Спартак" в этом чемпион мира: Видич, Кавенаги, Жедер, Самедов...

- Чем еще кроме "Крыльев" и трансферных дел занимается ваша компания?

- Изначально наше основное направление - консалтинг, управление карьерой спортсменов, рекомендации по трансферам. В данный момент завершается реструктуризация компании, делающая ProSports Management многофункциональным спортивным холдингом. В рамках этого холдинга будет действовать компания ProSports University. В ней мы хотим объединить все наши образовательные активности - такие, как сотрудничество с различными вузами, в том числе Школой бизнеса МГУ и Институтом управления. Также компания организует всевозможные тренинги и семинары для повышения квалификации в области спортивного менеджмента. Это, кстати, позволит создать банк данных, некую биржу труда как для наших клиентов, так и для молодых менеджеров. В преддверии Олимпиады в Сочи это может быть особенно перспективно. ProSports Media - инвестициями в создание спортивных СМИ. Именно эта реструктуризация позволила нам органично совмещать различные виды деятельности и без потери качества сотрудничества с нашими клиентами заниматься "Крыльями".