Роман Бабаев, ПФК ЦСКА: «Увеличение числа зрителей – задача для всех футбольных клубов России»

16 октября 2008

Генеральный директор ПФК ЦСКА Роман Бабаев - о принципах, на которых строится коммерческий футбольный клуб, о том, как зарабатывать самим и налаживать отношения со спонсорами на взаимовыгодной основе.

 

О стратегии развития ПФК ЦСКА как клуба, стремящегося самостоятельно зарабатывать значительную часть своего бюджета

– Сегодня в России иметь прибыльный футбольный клуб почти невозможно: ни существующая инфраструктура, ни уровень благосостояния населения не позволяют получать высокие прибыли, производя продукт под названием «футбол». Но в ПФК ЦСКА мы стремимся к тому, чтобы каждый выделяемый акционерами рубль использовался максимально эффективно и наши собственные ресурсы приносили доход, будь то участие в турнирах или использование нашего бренда. Думаю, что в этом плане ПФК ЦСКА занимает лидирующие позиции в российском футболе и ниже определенной планки никогда не опускается.

Например, мы пытаемся держать цены на размещение баннеров на стадионе – рынок должен понемногу привыкать к тому, что такая форма позиционирования стоит денег. И ситуация понемногу меняется. Если еще в начале 2000-х за баннеры никто вообще не готов был платить, то сегодня у нас уже есть серьезные спонсорские контракты.

Мы стремимся к самоокупаемости, но сегодня это почти нереально. Дело в том, что основная статья дохода любого европейского клуба – это продажа прав на телевизионные трансляции. В этом смысле английский, итальянский или французский футбольные рынки очень сильно опережают русский, хотя уровень российского чемпионата от их первенств значительно не отличается. Думаю, что в течение пяти-шести лет ситуация кардинально изменится. Заключенный с НТВ-Плюс контракт – это существенный шаг вперед, хотя, конечно, надо стремиться к еще большим прибылям.

Что касается остальных источников дохода – коммерческой деятельности и спонсорства, то в целом мы удовлетворены. На сегодняшний день дефицит бюджета клуба несущественен: он составляет несколько миллионов долларов. Но эта сумма учитывает и доход от продажи трансферных прав на игроков.

К сожалению, как и многие российские клубы, ПФК ЦСКА не может похвастать высокой посещаемостью своих матчей. Думаю, что основная причина этого – недостаточно развитая инфраструктура, отсутствие в стране нормальных арен. Есть игроки высокого класса, именитые тренеры и успехи национальной сборной. Но стадионов по-прежнему нет. Увеличение числа зрителей – задача для всех футбольных клубов России, без этого телекомпании не готовы платить существенные деньги за права, ведь картинка с пустыми трибунами телевизионщикам не нужна. Надеюсь, через два года у ЦСКА будет красивый, современный стадион, что повлияет на посещаемость и прибыль от продажи билетов.

О переговорах ПФК ЦСКА с потенциальными спонсорами на брендирование нового стадиона

– Европа давно идет по этому пути, вспомним хотя бы знаменитый лондонский стадион Emirates. В России же ПФК ЦСКА стал первопроходцем. Мы планируем заключить контракт со спонсором, чьим именем арена и будет в итоге названа. Сейчас ведем переговоры с несколькими потенциальными партнерами, но до ввода в эксплуатацию речь может идти только о предварительных договоренностях. Мы абсолютно уверены, что все получится. Стадион действительно необычен, одна из его башен будет представлять собой многофункциональное многоэтажное здание, по форме напоминающее Кубок UEFA. На вершине этого строения можно будет разместить логотип спонсора. Клуб собирается существенно заработать и на продаже VIP-лож.

О бренде ЦСКА и его принадлежности

– Не могу говорить обо всех видах спорта, но у ПФК ЦСКА совершенно другая ситуация. Одним из первых шагов, предпринятых новыми акционерами, была регистрация на основании договора с большим ЦСКА нового товарного знака, который включает в себя аббревиатуру ПФК ЦСКА и логотип с футбольным мячом посередине. Это наша собственность, и ФГУ МО РФ ЦСКА никак не может повлиять на порядок ее использования. Сейчас идет активная работа, направленная на то, чтобы наш товарный знак признали общеизвестным. Это юридическая формулировка. И когда это произойдет, мы получим право на его бессрочную регистрацию. В начале года мы провели ребрендинг. Новый товарный знак сначала вызывал массу вопросов, но в итоге прижился. На мой взгляд, он современнее и более соответствует имиджу клуба.

О роли в процессе коммерциализации российского футбола перехода на систему «осень-весна»

– Пока, к сожалению, нельзя точно утверждать, что это произойдет в 2012 году – такой шаг только в планах. ПФК ЦСКА давно ратует за переход на европейскую систему, но в России немало консерваторов. На мой взгляд, никакой революции в этом нет, речь просто идет о том, чтобы изменить нумерацию кругов и существовать в унисон с Европой, что важно во многих отношениях. В первую очередь это позволит повысить интерес к российскому первенству за рубежом, потому что в Европе не будут смотреть матчи начала чемпионата в то время, когда их первенства уже подходят к концу – это просто неинтересно.

Во-вторых, переход на систему «осень-весна» даст возможность заключать контракты с высоклассными футболистами. Сейчас трансферные окна не совпадают, мы приходим на рынок после того, как он закрывается, и вынуждены выбирать из того, что осталось. Если переход на систему «осень - весна» произойдет, повысится и прибыльность российского клубного футбола, и даже его качество. Клубы будут обязаны стелить новые поля и строить стадионы. Очевидно, что Олимпиаду в Пекине мы проиграли, и прежде всего потому, что сильно отстает инфраструктура. В России отличные спортсмены, хорошая тренерская школа, но одного энтузиазма уже недостаточно.

О детско-юношеской спортивной школе ПФК ЦСКА

– Мы ставим перед школой цель готовить двух-трех игроков в год для основного состава. Делать глобальные выводы о работе школы под руководством ее директора Йелле Гуса еще рано – он пришел всего год назад, мы имеем дело с тем багажом, который у нас есть. Думаю, в ближайшее время ситуация должна измениться, и прежде всего потому, что у нас есть классные специалисты. Сделать школу прибыльной нельзя в принципе – денег с родителей за обучение мы не берем. А бюджет составляет около трех миллионов долларов.

О возможности преобразования ЗАО «ПФК ЦСКА» в ОАО и IPO

– В ближайших планах реорганизация юридического лица не стоит. Пока на IРО мы выходить не готовы – экономическая ситуация в стране не позволяет добиться результатов, которые бы мы хотели получить. Между тем уже в течение нескольких лет компания Ernst&Young проводит аудит клуба в соответствии со всеми международными стандартами. Речь о преобразовании юридического лица в ОАО может пойти только после открытия стадиона, поскольку это существенно повысит активы клуба.

О спонсорском соглашении титульного спонсора ПФК ЦСКА с ВТБ

– Сумма контракта с ВТБ выше, чем 9 миллионов долларов, хотя и ненамного. Мы очень гордимся этим соглашением – не только потому, что ВТБ обладает серьезной мировой репутацией, но и потому, что это реальный спонсор, а не владелец или государственная структура, которой навязали финансирование. Насколько я знаю, мы – единственный российский клуб, имеющий подобного партнера. В принципе, эта ниша у нас заполнена. Но чтобы совершить качественный скачок и существенно увеличить спонсорские пакеты, нужны изменения во всей системе российского футбола: инфраструктура, переоценка стоимости прав на телетрансляции и так далее.

Три главные задачи, стоящие перед ПФК ЦСКА

– Во-первых, определиться с кандидатурой главного тренера. Во-вторых, открыть стадион – мы приступили к активной стадии строительства, началась заливка фундамента. В-третьих, хотелось бы, чтобы в клубе появились классные игроки, воспитанные в нашей собственной школе.