ФК «Локомотив»: «Одним из основных источников доходов футбольного клуба в России является аренда VIP-лож»

3 декабря 2008

Об основных источниках доходов клуба, о строительстве нового 10-тысячного стадиона в Черкизове – в лекции представителей коммерческого отдела ФК «Локомотив» Елены Серебряковой и Натальи Кузнецовой для слушателей специализации «Менеджмент в игровых видах спорта».

 

Во время выездного занятия слушателей специализации «Менеджмент в игровых видах спорта», проходившего 27 ноября на стадионе «Локомотив», сотрудники коммерческого отдела ФК «Локомотив» Елена Серебрякова и Наталья Кузнецова рассказали об основных источниках доходов и о проблемах, с которыми может столкнуться футбольный клуб, а также проанонсировали строительство нового 10-тысячного стадиона в Черкизове.

Одним из основных источников доходов футбольного клуба в России является аренда VIP-лож. На стадионе «Локомотив» имеется 60 лож для VIP-персон вместимостью от 10 до 20 мест. Сдать в аренду все ложи практически не представляется возможным – предложение в данном случае несколько превышает спрос, рост которого могут спровоцировать положительные результаты клуба, а также участие в международных турнирах. Некоторые ложи предлагаются в качестве бонуса спонсорам и партнерам клуба. Аренда ложи подразумевает под собой целый комплекс услуг – помимо непосредственной возможности просмотра футбола в комфортных условиях, это рекламные площади для размещения логотипа своей компании. Цена на аренду VIP-ложи каждый год меняется. По результатам сезона-2008 «Локомотив» занял 7 место в чемпионате, поэтому в будущем существенно повысить стоимость аренды не удастся – ожидается, что ложа на 10 мест в новом сезоне будет стоить порядка 1 800 000 рублей.

Клиент, арендовавший ложу, может приходить в нее хоть каждый день, предварительно предупредив об этом персонал стадиона. Впрочем, людям, которые арендуют VIP-ложи, не преследуют такой цели, но периодически проводят там деловые встречи или какие-то корпоративные мероприятия.

Футбольные клубы также получают доход от рекламы на электронных щитах, расположенных вдоль поля. Что касается условий предоставления этой услуги, то понятно, что клубу и клиенту не выгодно размещать рекламу наодном матче – целесообразнее выкупить права как минимум на пять матчей или на отдельно взятый турнир, например, на Кубок РЖД. Если права покупаются на все матчи чемпионата, то предусмотрена система скидок. Стоимость показа рекламы, как и стоимость билетов, зависит от статуса матча – минута рекламы на рейтинговых матчах (против ЦСКА, «Зенита» или «Спартака») будет стоить около 3000 долларов.

Специалисты «Локомотива» изучили европейский опыт продажи рекламных площадей, оценили среднестатистические цены на рекламу в стране и в результате выработали свою политику. Так, заключить контракт только на упомянутый выше способ рекламы нерентабельно – клуб предоставляет набор услуг, включающий в себя упоминание диктором во время матча и размещение рекламы в предматчевой программке.

Самый дорогой вид рекламы – размещение логотипов компаний на форме. Здесь существует сразу несколько вариантов – на груди, на спине, на рукавах, на шортах. Большая часть акций «Локомотива» принадлежит ОАО «РЖД» – компании, которая в завершившемся недавно сезоне выделила на финансирование футбольного клуба около 70 миллионов долларов. Поэтому вполне объяснимо, что ОАО «РЖД» хочет выступать в качестве монополиста в плане размещения на футболках, и не допускает рекламы никаких других компаний.

«Локомотив», как и все российские клубы, является убыточным проектом. На сегодняшний день клуб по разным причинам не может сделать прибыльными такие сферы бизнеса, как продажа атрибутики и предоставление качественной еды и напитков во время матчей на уровне европейских клубов. В плане продажи атрибутики существуют следующие проблемы:у клуба только один официальный магазин, расположенный на территории стадиона, а также качество и ассортимент не всегда соответствуют требованиям потребителя.

Сотрудники коммерческого отдела клуба также затронули тему спекуляции на билетах. Около пяти лет назад «Локомотив» был едва ли не флагманом борьбы с перекупщиками. Доходило до того, что фотографии спекулянтов развешивались возле касс стадиона. Но теперь все это приобрело узаконенный вид – появилось множество билетных агентств, которые по своей сути являются такими же перекупщиками.

В планы клуба входит улучшение инфраструктуры. В частности, строительство новой тренировочной базы в Косино. Дело в том, что расширить нынешнюю базу «Локомотива», расположенную в Баковке, по ряду причин не представляется возможным, поэтому было принято решение построить новую базу, а на территории старой открыть теннисные корты. Кроме того, в ближайшее время в Черкизове будет реконструирован стадион, на котором проводит свои матчи дублирующий состав, – новая арена будет вмещать 10 тысяч зрителей. Помимо проведения на этом стадионе матча дублеров, будет предусмотрена его сдача в аренду.

Во время занятия для слушателей специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» была организована экскурсия по стадиону, включающая посещение президентской ложи, VIP-лож, раздевалок футболистов. Экскурсия закончилась посещением расположенного на территории стадиона крытого купола и спортивного комплекса «ЛокоСпорт», где тренируются юные воспитанники школы, а в вечерние часы эти объекты сдаются в аренду.

Напомним, что СпортМенеджмент.Ру предоставляет специальные условия по стоимости обучения на программе «Менеджмент в игровых видах спорта».