Сергей Фальков: «В эпоху кризиса преуспеет тот, кто сумеет завлечь на арену как можно больше лояльной своему клубу публики»

17 декабря 2008

Глава одного из спортивных агентств «All That Sport» Сергей Фальков прокомментировал последствия финансового кризиса для российских клубов.

 

«Главный критерий эффективности работы в спорте – результат. Его российский футбол добился – одержаны несколько ярких побед, сборная существенно прибавила. Но и об инфраструктуре не забывали – принята госпрограмма по развитию футбола, строятся новые поля.

Главное достижение, которого добились за последние годы, это не чемпионство, а рост интереса к футболу. Последние победы вернули игре социальный статус – люди начали больше внимания обращать на клубы, результаты сборной стали новостью номер один даже в общественно-политических программах. В российской глубинке колоссальный всплеск интереса к футболу – от желающих записаться в ДЮСШ нет отбоя. Даже мальчишки поняли, что, играя в футбол, можно зарабатывать хорошие деньги и добиться многого в жизни. И, пожалуй, квалификация детских тренеров – это то, что наши футбольные власти в последние годы упустили. Но это дело поправимое».

О менеджменте клубов в условиях кризиса

«Нынешняя ситуация, по-моему, драматизируется несколько больше, чем она того действительно заслуживает. В группе риска – клубы первого и второго дивизионов, имеющие форму собственности – муниципальное учреждение и финансирующиеся из бюджета. Это действительно проблема. Что касается частных клубов,  то проблемы будут и у них. Но несколько меньшие.

Во-первых, частники уже пережили столько кризисов, что научились их стойко преодолевать и приспосабливаться к меняющейся ситуации. Госкомпаниям, госбюджету это сделать сложнее. Во-вторых, частники не только сами выберутся из кризиса, но и заставят это сделать подшефные футбольные клубы. Поделятся бизнес-технологией. А вообще-то у меня большие надежды на клубы, где едины и госучастие, и частный бизнес.

Чем частный бизнес поделится с футбольными клубами, это навык принятия быстрых и непопулярных решений. Знаю клуб, в котором был непомерно раздутый штат водителей. Из семи человек остались два. В другом клубе у главного тренера около десяти помощников. И тем самым этот тренер выглядит не готовым к изменившимся реалиям.

Главное качество менеджера в условиях кризиса по-прежнему, как и во все времена, грамотное распределение обязанностей. Есть вопиющие примеры.

Вот для примера история с Веллитоном в «Спартаке». После получения травмы игрок, который стоит несколько миллионов долларов, отправляется на операцию в Бразилию, которая никогда не славилась своей хирургией. Летит туда Веллитон один, без сопровождающего клубного врача. Как итог – парень выбывает практически на весь сезон и лечится после простой операции целый год! А ведь медицинский штаб «Спартака» далеко не самый малочисленный в премьер-лиге.

Не самый малочисленный штат менеджеров и в «Зените». Но пока у меня такое впечатление, что из-за недостатка общения с клубными работниками футболисты «Зенита» начинают излагать свои проблемы журналистам. Футболистам «Зенита», на мой взгляд, не хватает простого человеческого общения внутри клуба. Так им, видимо, проще добиться того, чтобы на их вопросы ответили. Хотя вряд ли президент клуба должен каждый день решать текущие вопросы. Президент должен поручать это генеральному директору.

Но я продолжу наш разговор о менеджменте клубов – несмотря на то, что количество рядового персонала зашкаливает, квалификация оставляет порой желать лучшего. Как-то на одном из матчей премьер-лиги довелось стать свидетелем удивительной, довольно неприятной сцены. Гус Хиддинк пришел в VIP-ложу, специально обученный молодой человек проводил его до места, сказал, где сесть, и ушел. Через пять минут приходят юноша с девушкой и говорят Гусу, что он сидит на их местах, и ему, мол, стоит подыскать себе другое кресло… Обошлось без скандала – Хиддинк поднялся и пересел на свободное место. Хорошо, что его оттуда не согнали. Спрашивается – что, мальчик, который указывал тренеру, куда сесть, не мог посмотреть, заняты эти места или нет? Или мальчику было лень?

Нынешняя ситуация на рынке труда приведет к тому, что функции работников в футбольном клубе будут разграничены более четко. Возрастет ответственность каждого работника. Как ни странно, как пример выделю «Амкар». Там не бывает, чтобы клуб покупал тех, на кого пальцем укажет тренер. Наоборот, тренеру дается список тех игроков, которых приобрести реально. В Перми нет вопросов, кто покупает игроков, кто тренирует, а кто ведет Хиддинка к месту в VIP-ложе».

О строительстве стадионов

«Сейчас много говорится о том, что ЦСКА и «Спартак» заморозили строительство арен. И Леонида Федуна, и Евгения Гинера часто за это упрекают. Упреки эти лишены логики хотя бы по той причине, что оба бизнесмена тратят на проекты свои деньги. И в какой момент их выгоднее разместить – только их дело. Неправильно говорить, что сейчас строительство обойдется дешевле – в цене сильно упали только металлоконструкции, остальные стройматериалы по-прежнему дороги».

О влиянии кризиса на суммы трансферов и зарплаты игроков

«При действующем контракте игрок защищен, зарплату ему понизить нельзя. Но есть ведь и переговоры. Если урежут зарплату не одному-двум игрокам, а всей команде, чтобы сохранить весь коллектив, то есть надежда, что команда согласится. Есть система уступок – если игрок соглашается на понижение зарплаты, клуб вносит в контракт игрока пункт об отступных за игрока. Контракты легионеров также защищены, многие готовы годами сидеть на скамейках запасных, получая зарплату.

Кризис приведет, на мой взгляд, к тому, что снимется несколько негласных табу трансферного рынка – ну, скажем, не может перейти футболист ЦСКА в любой другой российский топ-клуб или игрок «Спартака» и «Зенита» – в ЦСКА. Сейчас очень мало клубов, в которых потенциальному покупателю могут сказать – этот игрок не продается. Деньги нужны, и продается сейчас любой игрок при поступлении хорошего в материальном плане предложения.

Иностранным агентам, как и тренерам, я бы посоветовал почаще обращать внимание на дела в своей стране. Примеры «успехов» многочисленных иностранных тренеров, футболистов, ничего не добившихся в России, но желающих нас поучить жизни, красноречивы».

О последствиях кризиса для клубов и футбола

«На пользу кризис не пойдет, хотя в нем есть и положительные моменты. Он заставит клубы сократить свои инвестиционные программы – раз. Если кризис затянется – классные футболисты перестанут приезжать в Россию, а наши клубы будут вынуждены продавать лучших – это два. Упадет, возможно, интерес к игре – три.

А вот заработают ли наши клубы более эффективно в непростых условиях и выиграют ли в ближайшие годы еврокубки – это еще большой вопрос. Как бы ты эффективно ни распорядился небольшим бюджетом, решать все равно будешь приземленные задачи.

Не надо, главное, делать резких, эмоциональных шагов. Футбол – вид спорта номер один и во все времена был социальным явлением. Ликвидация не грозит абсолютному большинству клубов. Дефолта не будет! Будет более жесткое отношение хозяев клубов к дорогим покупкам, особенно – иностранцев. Придется отвечать и на более мелкие вопросы, связанные с расходованием средств.

Любой кризис лучше всего преодолевать сообща. Поэтому собираться и договариваться надо. О чем? На мой взгляд, зарплаты в лиге росли настолько неоправданно быстрыми темпами, что теперь это становится непосильной ношей. Следовательно, не исключен вариант, при котором понадобится потолок зарплат. Второй важный момент – рефери должны понять, что цена их ошибки в 2009 году будет очень велика. Они должны быть готовы по всей строгости за свои ошибки ответить.

И последнее – если мы говорим о все возрастающей социальной роли футбола, важно, чтобы сама игра имела яркую, праздничную обертку. Чтобы поля были отличного качества, а стадионы заполнялись.

На мой взгляд, в эпоху кризиса преуспеет тот, кто не только добьется результата, но и сумеет завлечь на арену как можно больше лояльной своему клубу публики. Победит тот, у кого будет больше народу на трибунах – тем самым он получит лучшую стартовую площадку для привлечения новых инвестиций. Инвестор должен видеть, что его деньги приносят радость людям», – цитирует слова Сергея Фалькова «Советский Спорт».