Статистика зрительского интереса матчей РФПЛ – лучшая средняя посещаемость домашних игр у московского «Спартака»

23 апреля 2009

В этом году матчи отечественной футбольной Премьер-лиги хотя бы изредка планируют смотреть по ТВ около 15 миллионов, а непосредственно на стадионах – около 300 тысяч жителей страны.

 

Чемпионат России по футболу 2009 года уже прошел шестую часть своего пути – были сыграны первые пять туров. Причем март-апрель наряду с октябрем-ноябрем являются периодами наивысшего внимания публики к нашему первенству.

Аналитическое агентство СК и Чемпионат.Ру опубликовали некоторые статистические данные, которые характеризуют его текущую популярность.

Посещаемость стадионов

После пяти туров средняя посещаемость, без учета игр «Томь – «Крылья Советов» и «Зенит» – «Сатурн», составила 13,5 тыс. человек. А рекордное значение средней посещаемости за всю историю чемпионатов России принадлежит сезону-2007 – 13,25 тысяч зрителей (итоговый показатель).

Пока лучшая средняя посещаемость домашних игр у московского «Спартака» – 26,5 тыс. человек. На втором месте «Крылья Советов» (22 тыс. чел), на третьем – «Кубань» (21,5 тыс. чел). А худшие показатели у клубов «Москва» (6,5 тыс. чел), «Сатурн» (6,5 тыс чел) и «Химки» (6 тыс чел). В среднем один матч в Санкт-Петербурге посещали 19,5 тысяч, в Москве и Московской области – 12,5 тыс., а во всех других регионах – 14 тыс. зрителей.

ТВ-аудитория центральных матчей тура

Центральный матч каждого тура транслируется в прямом эфире Первого канала и НТВ-Плюс. Причем три тура Первый канал показывал матчи в режиме on-line только на европейскую часть РФ и Урал, а с четвертого тура к этим регионам прибавилась и Сибирь. Кроме этого, начиная со второго тура матчи с участием «Зенита» показывает еще и региональный телеканал «100 ТВ» (на Санкт-Петербург и Ленинградскую область).

После пяти туров средняя телевизионная аудитория одной игры, вне зависимости от мест и каналов просмотра ТВ, немногим превысила 7,5 млн. зрителей. Рекордное значение в 21 веке принадлежит сезону-2007 – 7,75 млн. человек, а итоговый показатель прошлого года равнялся 7,25 млн. человек.

Наибольший зрительский интерес на старте чемпионата вызвал поединок «Спартак» – «Зенит» (1 тур) – 9,5 млн. телезрителей, а наименьший – «Локомотив» – «Крылья Советов» (3 тур) – 6 млн. человек.

ТВ-аудитория «вторых» матчей тура

Второй по важности матч каждого тура транслируется в прямом эфире РТР-Спорт и НТВ-Плюс. Кроме этого матчи с участием «Зенита» показывает еще и региональный телеканал «100 ТВ» (на Санкт-Петербург и Ленинградскую область).

После пяти туров средняя телевизионная аудитория одной игры, вне зависимости от мест и каналов просмотра ТВ, составила 2,2 млн. человек. По итогам прошлого сезона аналогичный показатель был равен 1,9 млн. человек.

Наибольший зрительский интерес на старте чемпионата вызвал поединок «Зенит» – «Сатурн» (2 тур) – 2,7 млн. зрителей, а наименьший «Москва» – «Спартак» (4 тур) – 1,8 млн. зрителей.

Аудитория одного тура

В среднем аудитория каждого из пяти туров равнялась более 9,5 млн. человек – столько жителей страны смотрели хотя бы одну из 8 игр тура.

В том числе:

Наблюдали матчи по ТВ (в прямом эфире или записи) – 98%
Наблюдали матчи на трибунах стадионов – 1,1%
Наблюдали матчи в спортбарах – 0,9%

А по количеству просмотров матчей одного тура на любом из каналов вся ТВ-аудитория РФПЛ-2009 (около 15 млн человек) в среднем распределялась следующим образом:

Один матч – 54%
Два матча – 9%
Три и более матча – 2%
Только обзоры или голы тура – 8%
Не смотрели ничего – 27%

При этом часть болельщиков смотрят как отдельные матчи, так и обзорные ТВ или видео материалы. А общее количество наблюдавших обзоры (нарезки голов) каждого из пяти туров равнялось 25-30 процентам от всей аудитории чемпионата. Причем по зрительскому интересу уверенно лидирует «Футбол России. Итоги тура» на РТР-Спорт.

Что касается более четверти всех болельщиков, которые в среднем в каждом туре не смотрели ни матчи, ни какие-либо обзоры, то они узнавали о результатах игр очередного уик-энда из радиопрограмм или в Интернете или читали соответствующие отчеты в печатных СМИ.

Для сравнения, по итогам ЧР-2006 (большинство игр можно было увидеть на общедоступных каналах) соответствующие показатели по количеству просмотров матчей тура выглядели так:

Один матч – 48%
Два матча – 18%
Три и более матча – 7%
Только обзоры или голы тура – 4%
Не смотрели ничего – 23%

При этом надо отметить, что в 2006 году основная доля трансляций осуществлялась на канале «Спорт», технический охват населения которым составлял примерно 40%, а общая аудитория РФПЛ была равна почти 14 млн человек.

Примечание.
Кроме «100 ТВ» (ФК «Зенит» на СПб и ЛО) ни один из других региональных каналов не показывает игры своих команд в прямом эфире. Матчи на НТВ-Плюс (в домовладениях и спротбарах) хотя бы изредка в течение сезона-2009 будут смотреть менее 10% болельщиков Премьер-Лиги. Для РТР-Спорт этот показатель равен более 50%, а для Первого канала – более 90%. Как правило, трансляции в записи на региональных, спортивном и спутниковом каналах, вызывают незначительный (относительно прямых эфиров) зрительский интерес.

Оценки аналитического агентства СК
(основаны на анализе данных мониторинга болельщиков РФ в 2002-2009 гг.).
Исследуемая аудитория – жители РФ старше 10 лет.