«Ведомости»: расходы российских футбольных клубов продолжают расти

25 июля 2012

Сегодня газета «Ведомости» анализирует данные финансовой отчетности российских футбольных клубов и приходит к выводу, что футбол в России по-прежнему дорогостоящее удовольствие.

 

Об этом свидетельствует отчетность «Зенита», «Спартака», ЦСКА и «Локомотива» за 2011 год, данные которой появились в системе СПАРК накануне. ООО «Футбольный клуб «Анжи» финансовых показателей не публикует.

Общие доходы «Спартака» в 2011 г. подросли на 2,4% до 3,13 млрд. руб. (такая цифра получается, если сложить все доходные статьи в отчетности СПАРК). Но расходы клуба выросли почти в 3 раза до 4,9 млрд руб. (152 миллиона долларов). В результате после выплаты налогов клуб получил чистый убыток в 1,24 млрд. руб. против чистой прибыли в 2010 году в 906 млн. рублей.

Доходы ЗАО «ПФК ЦСКА» в 2011 г. выросли почти на 34% до 2,5 млрд руб. (77,6 млн. долларов), но расходы увеличились еще сильнее – на 86% до 3,5 млрд руб. (108,7 млн. долларов). Чистый убыток клуба вырос в 9 раз до 839 млн. руб., следует из данных СПАРК.

У ФК «Зенит» уже традиционно в балансе значатся самые большие цифры среди всех российских клубов. Общие доходы клуба выросли на 12,6% до 6,35 млрд руб., а расходы даже сократились на 6,5% до 6,29 млрд руб. В результате клуб получил в этом году чистую прибыль в 19 млн. руб. против прошлогоднего убытка более чем в 920 млн руб.

Но самым прибыльным в 2011 году из клубов, опубликовавших отчетность, оказался ФК «Локомотив»: его чистая прибыль за 2011 год составила 227 млн руб. против убытка в 144 млн руб. в 2010 г. Клуб увеличил общий доход на 15% до 4,17 млрд руб., тогда как расходы увеличились лишь на 2,2% до 3,862 млрд руб.

Однако следует признать определенную виртуальность таких отчетов – происходит это, прежде всего, из-за разницы в учете показателей доходов и расходов согласно российской форме финансовой отчетности по времени, а также из-за практики покрытия убытков клубов их владельцами.

При этом доходы клубов существенно отстают от их расходов – только «Зенит», признанный лидер по коммерческой работе среди всех остальных футбольных клубов, может похвастаться доходами от продажи билетов, телевизионных прав, заключения спонсорских контрактов и мерчендайзинга в размере 75 миллионов долларов. Но и расходы клуба при этом вдвое превышают их, составляя почти 150 миллионов долларов, согласно оценке экспертов.

Пока прогнозы на увеличение доходов футбольных клубов нельзя назвать радужными – посещаемость футбола в России падает, стоимость продажи телевизионных прав невелика (хотя ситуацию может поправить недавно стартовавший платный канал «Лига-ТВ»).

Полную версию материала читайте в «Ведомостях».