Терентий Мещеряков: «ЧМ-2018 – это беспрецедентная транспортно-логистическая задача для страны»

9 июня 2015

Важной частью процесса подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года являются специальные программы модернизации инфраструктуры городов-участников чемпионата, в частности – их транспортной инфраструктуры.

 

Отвечает за эти программы модернизации и подготовку транспортной инфраструктуры городов специальная структура, созданная в рамках Оргкомитета «Россия-2018» – Транспортная дирекция. С просьбой рассказать о целях и задачах организации СпортМенеджмент.Ру обратился к генеральному директору Транспортной дирекции Терентию Мещерякову:

– Какова роль Транспортной дирекции и ее место в организации и подготовке ЧМ-2018?

– Транспортная дирекция Чемпионата мира по футболу достаточно молодая организация, мы созданы в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации в сентябре 2014 года. Нашими учредителями являются: Российская Федерация в лице Минтранса России и АНО «Оргкомитет «Россия-2018». Наша основная цель: обеспечение быстрого, комфортного, своевременного и бесперебойного передвижения участников и гостей Чемпионата всеми видами транспорта как между городами, так и внутри них.

По нашим расчетам, в Россию приедут более 4 миллионов болельщиков со всего мира. Футбол любят именно за то, что результат игры, тем более на Чемпионате мира, непредсказуем. То есть спрогнозировать, в какой город поедут болельщики за своей командой, сколько их у какой команды точно – практически невозможно. Поэтому мы должны быть готовы к пиковым нагрузкам в любой момент в любом городе. Это беспрецедентная транспортно-логистическая задача для нашей страны.

– Какие задачи находятся в компетенции Дирекции и каковы главные задачи на 2015 год?

– В качестве приоритетных задач ТД-2018 выделю следующие. Во-первых, это разработка документов транспортного планирования – от операционных транспортных планов регионов до Объединенного операционного транспортного плана ЧМ-2018, который должен быть готов к 1 июля 2016 года. Данный документ предполагает разработку научно обоснованных решений, направленных на обеспечение эффективного управления транспортным обслуживанием Чемпионата в соответствии с требованиями FIFA, а также разработку интегрированных детальных планов и сценариев организации мультимодальных перевозок гостей и участников Чемпионата между городами-организаторами, планов управления резервами пропускной способности пассажирского транспорта, планов управления рисками и реагирования на непредвиденные ситуации, планов обеспечения транспортной безопасности.

Во-вторых, разработка механизма реализации обязательства РФ по бесплатному проезду. Одним из важнейших обязательств Российской Федерации перед FIFA является предоставление права бесплатного проезда болельщикам, имеющим билет на матч, за 18 часов до и после его проведения между городами-организаторами и в их пределах.

В-третьих, мониторинг федеральной и региональных программ подготовки к Чемпионату Мира. В рамках подготовки к Чемпионату Мира реализуется порядка 100 мероприятий (в том числе – 29 мероприятий федеральной программы) по модернизации транспортной инфраструктуры, по закупке подвижного состава, по подготовке транспортно-планировочных документов. Важно отметить, что мониторинг подразумевает не только предоставление отчётов, но и внесение предложений, рекомендаций, постоянный контакт с регионами.

В-четвертых, создание и организация работы Федерального Центра Управления Пассажирскими Перевозками (далее – ФЦУПП) – единой централизованной системы управления пассажирскими перевозками – о которой более подробно расскажу в части использования инновационных решений при подготовке к Чемпионату Мира.

Говоря о задачах непосредственно на 2015 год, для ТД-2018 ключевыми являются задачи по координации разработки городами-организаторами операционных планов, предложения по их корректировкам и актуализации, а также разработка предложений по увеличению пропускной способности аэропортов, железной дороги и улично-дорожной сети в период проведения Чемпионата.

– Как будет модернизироваться транспортная сеть городов к ЧМ-2018?

– Ввиду значительной удаленности между городами-организаторами (среднее расстояние между городами – 600 км., от Калининграда до Екатеринбурга – самые удаленные друг от друга города – 3000 км.), во всех 11 городах проводится масштабная модернизация аэропортов в части реконструкции существующей аэропортовой инфраструктуры, в том числе строительства новых терминалов – как временных так и постоянных.

В Ростове-на-Дону будет построен совершенно новый аэропорт («Южный» – с пропускной способностью порядка 2000 чел./час). Ведется строительство объектов метрополитена – станций «Новокрестовская» в Санкт-Петербурге и «Стрелка» в Нижнем Новгороде, расположенных в непосредственной близости к стадионам, что обеспечит их пешеходную доступность. Активно реконструируются автомобильные дороги, обновляется улично-дорожная сеть, особенно стоит отметить проект по реконструкции дороги Калининград – Мамоново II – граница Республики Польша, которая максимально сблизит Россию с Европой.

Важным инфраструктурным проектом является строительство скоростной трассы М-11 «Москва-Санкт Петербург», которая позволит добраться от Москвы до Санкт-Петербурга всего за 5 часов (при расчетной скорости движения 150 км/ч). Строительство транспортных развязок (в отдельных «узких» местах позволит соединить центр города с аэропортами.

– Какие инновационные решения будут использованы?

– Говоря об инновационных решениях в рамках подготовки к Чемпионату Мира по футболу 2018 года, необходимо подробнее рассказать о создании единой централизованной системы управления пассажирскими перевозками (о ней уже упоминалось вкратце в начале), которая предполагает двухуровневое централизованное управление.

Речь идет об организации работы ФЦУПП, который будет осуществлять стратегическое и тактическое транспортное планирование, действуя как центр оперативного управления транспортным процессом. На втором уровне располагаются Городские центры управления пассажирскими перевозками (далее – ГЦУПП), которые будут создаваться на уровне города-организатора и являться базовыми звеньями централизованной системы управления пассажирскими перевозками. ГЦУПП ответственны за внутригородские, пригородные и региональные перевозки, осуществляют бесперебойный оперативный обмен данными с ФЦУПП в период подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу 2018 и Кубка Конфедераций 2017.

В компетенцию ТД-2018 также входит разработка комплекса мероприятий, направленных на предоставление права на бесплатный проезд между регионами и внутри городов-организаторов. Важным и по-настоящему инновационным моментом является то, что билет на игру будет одновременно давать право болельщикам на бесплатный проезд (автомобильным, городским наземным электрическим транспортом, и метрополитеном за 18 часов до и после матчей). С учетом анализа зарубежного опыта по пассажирским перевозкам, данное решение реализовывается с использованием самых передовых технологий, так как аналогов с подобной географией и охватом, за всю историю Чемпионатов Мира по футболу еще не было. 

 

Отметим, что подробнее о процессе подготовки транспортной инфраструктуры городов к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года Терентий Мещеряков расскажет в рамках своего выступления на World Football Forum, который пройдет в Москве 10 и 11 июня 2015 года.