«Лужники» теперь не московские, а российские

14 января 2005

Федеральные власти поставили под сомнение права собственности Москвы на крупнейшие городские объекты. Проверка Счетной палаты показала, что Департамент имущества Москвы является крупнейшим акционером спорткомплексов «Олимпийский» и «Лужники» неправомерно.

 

Федеральные власти поставили под сомнение права собственности Москвы на крупнейшие городские объекты. Еще не утихли споры вокруг принадлежности Центрального выставочного зала «Манеж» и освободившейся территории после сноса гостиницы «Москва», а федералы уже уличили город в незаконном владении столичными спорткомплексами «Олимпийский» и «Лужники». Проверка Счетной палаты показала, что Департамент имущества Москвы является крупнейшим акционером спорткомплексов неправомерно. Аудиторы считают, что передача «Олимпийского» и «Лужников» на баланс столицы должна была утверждаться постановлением федерального правительства, а не решением мэрии. Кроме того, Москва самовольно закрепила 49% акций спорткомплексов за собой, вместо того чтобы предложить их инвесторам. Аудиторы Счетной палаты сделали вывод, что если Москва не сможет подтвердить свои права собственности на «Олимпийский» и «Лужники», то принадлежащие городу пакеты акций могут быть переданы в федеральную собственность. Результаты ревизии также показали неоправданно низкую доходность обоих спорткомплексов. Окончательное решение по итогам проверки и возврату в федеральную собственность активов стоимостью $170 млн предстоит принимать Владимиру Путину. Однако эксперты уверены, что изъятия городского имущества не состоится. «История с попыткой возврата «Олимпийского» и «Лужников» ничем не закончится. Такие споры между городом и федералами происходят периодически и носят скорее показательный характер», – считает Илья Шершнев директор по развитию компании Swiss Realty Group. Например, пока ничем не увенчались попытки Федерального агентства по управлению федеральным имуществом доказать право собственности на «Манеж». По мнению Шершнева, изменения земельного налога или отмена налога с продаж, доходы от которого поступали в казну Москвы, являются более серьезными рычагами влияния на город, чем борьба за права собственности на столичные объекты.

Подобные прецеденты напоминают инициативы Министерства природных ресурсов, неожиданно решившего вернуть в государственный лесной фонд заповедные леса, на территории которых незаконно построены элитные коттеджи, а также не допустить дальнейшей передачи в руки инвесторов подобных участков. Эти истории заставили городских чиновников ужесточить контроль над экспертизой и лицензированием строительства в Москве. Кроме того, подобными действиями федеральный центр «притормаживает» проводимую московскими властями политику массовой приватизации городского имущества. Пока госчиновники решают вопросы разделения земель и объектов на городские и федеральные, мэр Москвы уже утвердил программу акционирования госпредприятий с последующей продажей их акций в частные руки. Одновременно столичное правительство активно решает вопрос о возможности продажи части архитектурных памятников. И это далеко не все инициативы города по передаче городского «наследства» в частные руки. В данной ситуации федеральные власти периодически напоминают городу о своей заинтересованности в столичном хозяйстве.